ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ГБОУ СОШ №2 "Образовательный Центр"
им. Г.А.Смолякова

с.Большая Черниговка

ГБОУ СОШ №2 "Образовательный Центр"
им. Г.А.Смолякова

с.Большая Черниговка

МЕНЮ

Дополнительная навигация

Конспект открытого занятия

педагога-психолога Беловой Ирины Владимировны

Тема: «Сопротивление давлению социального окружения»

 (в рамках психолого-педагогической программы по профилактике аутоагрессивного поведения)

Цель занятия:

Формирование умения старших подростков противостоять чужому давлению.

Задачи занятия:

  • ü Развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение           поступать в соответствии с собственным решением.
  • ü Формировать представление о разных способах отказа.
  • ü Показать взаимосвязь навыков сопротивления групповому давлению с признаками уверенного человека.

Актуальность занятий в этом направлении заключается в том, что сложная социальная среда порождает ощущение беспомощности и отчаяния у многих людей этого мира. Подросток плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопиться жить, торопится войти в мир взрослых. Все хочется попробовать, обо всем составить собственное мнение. Все это происходит на фоне повышенной внушаемости, склонности к группированию и подражательным действиям. И часто он может сталкиваться с ситуациями, когда на него оказывают  давление. Это могут быть ситуации, в которых трудно сказать «нет». Это могут быть люди, которым трудно противостоять. Это могут быть интернет-сообщества, которые заманчивы и доступны, и не нужно делать особых усилий, чтобы туда попасть. Данные занятия  позволят подросткам безопасно и эффективно общаться, противостоять давлению, устанавливать и поддерживать гармоничные отношения, принимать решения, преодолевать кризисные ситуации

Адресат: учащиеся 7-9-х классов

Время: 40 минут

Место проведения: классная комната

 

Материал:

  1. Два пластмассовых стаканчика. В одном: вода, окрашенная зеленкой; в другом: вода с хлоркой.
  2. Шприц или пипетка с йодом.
  3. Палочка для размешивания.
  4. Гонг из подручных средств.
  5. Маленькие полоски бумаги по количеству участников (белые и зеленые).
  6. Два листа ватмана и фломастеры (или маркеры).
  7. Небольшой мяч.

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня развития умений и навыков: уверенного позитивного поведения; отстаивание и защиты своей точки зрения; осознанного и уверенного противопоставления групповому давлению; умения прогнозировать последствия своего поведения.

Ход мероприятия:

При входе, участникам раздается по одной  полоске бумаги (белая или зеленая).

  1. Упражнение «Ввод в проблему»

Психолог: Добрый день! Сегодня мы начнем с упражнения, которое связано с определенным риском для жизни, но я думаю, у нас в группе найдутся люди, которые ничего не боятся.  Доверьтесь мне. Кто хочет участвовать, пожалуйста, подойдите ко мне... Спасибо. Упражнение закончено.

Давайте обсудим, что же произошло? У тех, кто вышел, спросить: «Почему вы это сделали? Почему, несмотря на предупреждение об опасности, некоторые все-таки пошли на риск? У тех, кто не вышел, - «Почему не вышли?» Как повлияла фраза: «Доверьтесь мне»? на ваше решение. Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях? Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту или авторитетные люди.

- Назовите причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется.

(Причины можно записать на доске или ватмане)

Существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. А именно: не хотят оказаться изгоем, быть высмеянным, бояться обидеть, казаться грубым, быть не таким как все и др.

Но существует и много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или ты считаешь вредным для себя.

  1. Упражнение «Опыт».

      Сейчас, на примере одного «опыта» мы рассмотрим жизнь 2 людей и, как они могут повести себя в схожих ситуациях.

       Психолог  берет в руки стаканчики, показывает их учащимся, и говорит: «Представим, что это 2 человека, Саша и Леша (имена, которых нет в данной группе). Им по 15 лет. Они живут в одном районе, учатся в 1 школе, их семьи имеют одинаковый достаток, но между ними есть 1 различие:

этот (прозрачный) -  имеет свои жизненные принципы, знает свою цель в жизни, и идет к ней, а этот (зеленый) не имеет твердых жизненных принципов, взглядов, убеждений. Он делает так, как все, плывет по течению. Оба мальчика общаются со своими сверстниками через социальные сети. Поскольку они ровесники, встречаются с одинаковыми трудностями.

       Так вот, «зеленому» люди, которые организовывают разные социальные группы предлагают: «Вступай в нашу группу. Тебя никто не понимает, родителям на тебя наплевать, они вечно заняты, у них свои проблемы, учителя вечно что-то от тебя требуют, друзья предают, а здесь ты найдешь много друзей, только тут тебя поймут. Тебе ничего не надо делать, просто зарегистрируйся и общайся». (В этот момент капнуть йод в стаканчик, вода окрашивается в темный цвет - характеризует негативное давление сверстников).

И он соглашается. «А почему бы нет? Ведь все это делают, все равно заняться нечем».

Вопрос группе: Что происходит с этим человеком под влиянием других людей? (Размешать воду с йодом в стаканчике палочкой.) Выслушать ответы группы.  

Да, он меняется и не в лучшую сторону (наглядно это мы сейчас видим).  Сверстники Леши предлагают ему: «Слушай, Леха, пойдем сегодня к Диману. У него родители уехали! Можно зажечь! Там сегодня такое! Все!  Ты еще такого не пробовал, и он соглашается: «Конечно, ведь в жизни надо все попробовать: Зачем терять удовольствие? (добавить еще йод в стакан). Вопрос группе: Что происходит с подростком? Меняется ли он как-то? Какое влияние оказывает на него группа? Почему это происходит?

Выслушать ответы ребят и вместе с группой сформулировать вывод: Поскольку он не имеет своих твердых убеждений и правильных жизненных целей, он еще больше меняется под действием негативного влияния других людей.

            Ставите на стол первый стакан и берете стакан с хлоркой: Что происходит с этим человеком? Все та же компания предлагает ему:  «Давай покурим или ширнемся». Он говорит:

Вопрос группе: Что может сказать такой компании человек со сформированной жизненной позицией? Какие способы вежливого отказа существуют? Приведите примеры.

Да, он может сказать: «Простите, но у меня свои планы. Тем более, что мне нравятся мои мозги такими, как они есть. Я не хочу быть тормозом или умереть в 30 лет». (Добавляем каплю йода в стакан. Обращаем внимание группы на то, что вода по-прежнему осталась прозрачной).

   Слушай, Сань, давай к нам в группу: сегодня классная тусня, такого ты еще не видел». (Капаем йод в прозрачный стакан, размешиваем, демонстрируем, что вода по-прежнему прозрачная).

Вопрос группе: «Какие варианты ответов подростка здесь могут быть?»  («Спасибо, но у меня спортивная секция», «Я не могу, сегодня я занят», «У меня сегодня другие планы и т. д.) (При каждом поводе для 1 и 2 юноши это должны быть одни и те же ситуации, чтобы показать, как по-разному можно реагировать на одни и те же предложения) 

Вопрос группе: «Почему происходит так, что на одни и те же ситуации и предложения можно отреагировать по-разному?

(Добавляете  в стакан с хлоркой йод, но он каждый раз уничтожается раствором.) Вот! Видите? Тот парень имеет твердые жизненные принципы, поэтому никакое воздействие со стороны не сможет его испортить. Он не поддается, потому что у него свои принципы, своя цель, свои способы ее реализации.

Какой вывод мы можем сделать из проведенного опыта?

Вывод: Каждому из вас решать, человеку с какими жизненными принципами быть: будут ли вас подстраивать под себя обстоятельства, все «прелести и соблазны» мира, или же вы будете использовать любые трудности для своей пользы.

Вопрос группе: Как вы думаете, может ли человек с твердыми жизненными принципами – (показываете на стакан с хлоркой), общаясь с таким (берете в др. руку стакан с темной водой), повлиять на него?

Добавляете немного хлорированной воды в воду с зеленкой, и она становится светлой.

То есть, человек без твердых жизненных принципов становится лучше, начинает их приобретать. В свою очередь, человек слабовольный, легко поддающийся влиянию других людей, на человека с сильными убеждениями повлиять не может. (Выливаете грязную воду в хлорированную и становится очевидным, что грязная вода снова очищается).

  1. Упражнение «Гонг»

В начале нашего занятия каждый из вас получил полоску белой и зеленой бумаги. В результате у нас получилось две команды.

Одна команда по одну сторону гонга, другая – по другую. У каждой команды есть ватман и маркеры. Прошу вас, в течение 5 мин. Обсудить в группе и  набросать варианты ответов на вопрос:

Белая: Какие перспективы в жизни открываются перед человеком, который может сказать нет, не поддается негативному влиянию со стороны?

Зеленая: Какие перспективы в жизни открываются перед человеком, который легко поддается негативному влиянию со стороны?

Все, время истекло. Теперь в течение 2 мин., по очереди каждый участник подходит и быстро говорит свой вариант, после чего ударяет в гонг.

Все, время истекло. Прошу всех в круг.

Итак, подведем итог сегодняшнему занятию: Какая информация оказалась для вас полезной? Нужна ли вам группа, если она принесет мне не пользу, а вред? Кто в группе, неважно, реальная она или группа в социальных сетях, несет ответственность за мое будущее здоровье, социальный статус, жизнь? Какие вы сделали выводы?

Спасибо, мне очень важно было получить от вас обратную связь, я обязательно все это учту при подготовке к другим занятиям. А на память я хочу подарить этих «человечков» (каждому участнику пластиковые стаканчики с нарисованными смайликами).

Только от вас будет зависеть, каким содержимым вы их наполните: будет ли это сила воли, умение сказать «нет», твердая жизненная позиция, цель в жизни или слабоволие, подчинение воли других, желание все попробовать, несмотря на риск. Спасибо!

Список использованной литературы:

  1. «Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Н.В. Высоцкая / Москва «ВАКО» 2008.
  2. «Помогая другим, помогаю себе» А.Г. Макеева/ Москва «Просвещение» 2003.

 

 

 

© 2024. ГБОУ СОШ №2 "Образовательный Центр" им. Г.А.Смолякова. Копирование материалов сайта разрешено только с письменного согласия администрации сайта