ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ГБОУ СОШ №2 "Образовательный Центр"
им. Г.А.Смолякова

с.Большая Черниговка

ГБОУ СОШ №2 "Образовательный Центр"
им. Г.А.Смолякова

с.Большая Черниговка

МЕНЮ

Дополнительная навигация

Организация деятельности учащихся на уроке «Атмосфера Земли»

 

Мастер – класс. Низаметдинова З. Г. учитель географии ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка

Цели урока.

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и                            закреплению понятия «атмосфера», границ атмосферы, её состава и строения, значения атмосферы в жизни планеты и человечества.

Развивающие:       создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию       коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся – групповая ( класс делится на 4 группы), индивидуальная.

Оборудование для учителя: - презентация к уроку;

                                                   - видеофильм «Атмосфера Земли»;

                                                  - компьютер, проектор.

                                              

Оборудование для учеников: - компьютер и файловые папки с заданиями на столе у каждой группы; словари и энциклопедии.

                                               Ход урока.

  1. Организационный этап.

Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы

           успеха, доверия.

Учитель: Добрый день, ребята.

                Я приветствую вас на уроке географии, который предлагаю

                 организовать следующим образом: в классе – 4 рабочих групп. Все, что потребуется каждой группе для урока ( компьютер, файловая папка с бланками заданий, учебники, словари, энциклопедии), находится у вас на столах . Работу каждой группы помогают мне организовывать координаторы (называю координаторов)

      

Мы с вами продолжаем знакомство с геосферами Земли.  

Слайд 1. Геосферы Земли: Литосфера - познакомились

                                              Гидросфера- познакомились

                                              Атмосфера

                                              Биосфера.

   Задание группам: пользуясь разнообразными источниками информации ( словари, энциклопедии, Интернет ), сформулируйте понятие «атмосфера».                                                

 

На доску вывешивается табличка с названием темы: АТМОСФЕРА.

Внимание ребят обращается на высказывание итальянского учёного Эванжелисто Торричелли «Мы живём на дне воздушного океана» , которое вывешено на доске в качестве эпиграфа к уроку.

 

Слайд 2. Воздушная оболочка Земли – атмосфера( от греч. «пар» и «шар») Атмосфе́ра (греч. Атмос – пар,   сфера – шар.) - газовая оболочка, окружающая планету Земля.

  1. 2. Актуализация знаний. Целеполагание.

Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.

  1. 1. Давайте вспомним, что вы уже знаете о воздухе?
  2. 2. Где можно встретить воздух?
  3. 3. Что вам известно о свойствах воздуха?
  4. 4. А знаете ли вы о границах атмосферы?
  5. 5. Можете ли вы назвать слои атмосферы?
  1. 6. Что бы вы ещё хотели узнать об атмосфере? ( учащиеся формулируют вопросы, на которые нужно ответить в ходе урока, определяя тем самым задачи урока).

 

На доске под табличкой с названием темы вывешиваются поочередно таблички, формулирующие основные моменты урока.

 

 

                   АТМОСФЕРА

 

                       - свойства               По ходу усвоения темы, по данному

                       - значение               плану будет передвигаться курсор,

                      - состав                   обозначающий этап, на котором мы

                       - строение              будем находиться в определенный

                     - границы               момент урока.

  1.          3. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.

 

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы со свойствами воздуха, составом и строением атмосферы, значением воздуха для жизни на Земле.

         - Постановка проблемного вопроса.

Учитель: говоря о свойствах воздуха, я предлагаю вам прослушать отрывок из сказки шведской писательницы Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

 

О каком главном свойстве воздуха говорится в сказке? ( *- свойства)

Выполняют опыты в группах и объясняют их.

1 группа - цвет.

2 группа – вкус и запах.

3 группа – упругость и сжимаемость.

4 группа – легкость.

№1. Можно ли увидеть воздух? С помощью предметов у вас на столе покажите как мы можем увидеть воздух. Оборудование: пластиковая трубочка, стакан с водой, полиэтиленовый пакет.

№2. Имеет ли воздух вкус и запах? Распылите духи в воздухе. Имеет ли теперь воздух запах? Чем пахнет чистый воздух?

№3. Надуйте воздушный шарик, Попробуйте сжать его руками, какой он на ощупь? Сделайте вывод о свойствах воздуха, которые вы обнаружили.

№4. Надуйте воздушный шарик и поместите его в посуду с водой. Почему он не тонет? Каким свойством обладает воздух.                                                                                                      

Чтобы выяснить значение воздуха, ребятам предлагается набор картинок в компьютерах каждой группы, анализируя которые они должны сделать соответствующие выводы.

Слайд 3. Картинки, иллюстрирующие значение атмосферы ( *- значение)

 

Слайд 4.               Значение атмосферы на Земле

  1.    1. Дыхание живых организмов.
  2. 2. Защита от перегревания и от переохлаждения.
  3. 3. Защита от попадания небесных тел.
  4. 4. Защита от ультрафиолетовых лучей, губительных для всего

                 живого.

 

Слайд 5.

На вопросы, связанные с границами, составом и строением атмосферы, поможет ответить видеофрагмент, который просматривается с паузами, чтобы ребята успели уловить основные моменты . В процессе просмотра ребятам предлагается поработать с индивидуальной карточкой , в тексте которой нужно заполнить пробелы, воспользовавшись словами для отбора.

Видеофрагмент «Почемучка. Состав и строение атмосферы» ( 3,5 мин.)    

Карточка – задание.

  1. 1. Атмосферный воздух представляет собой смесь _________.
  2. 2. _________ в воздухе атмосферы содержится 78%.
  3. 3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является _________.
  4. 4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: __________, __________, мезосферы, термосферы.
  5. 5. Благодаря___________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи.
  6. 6. Водяные пары атмосферы образуют _________ разной формы.
  7. 7. Облака могут отличаться _________, нести осадки или предвещать их.

Слова для отбора: высота, озоновый, тропосфера, кислород, газы, азот, облака, стратосфера.

После просмотра обращается внимание учащихся на схему в учебнике – рис.140 стр. 119 (она может помочь в заполнении карточки).

Слайд 6. Текст с выполненным заданием.         ( *- состав)

Самопроверка.

На экране появляется текст с заполненными пробелами, учащиеся проверяют свои работы и оценивают себя ( ставят себе + за каждый правильный ответ).

-Ребята, есть среди вас те, кто правильно подобрал 4 ответа? Вы неплохо справились с заданием.

-А есть у нас такие, кто подобрал 5-6 правильных ответов? Вы хорошо поработали!

-Поднимите руки те, у кого 7-8 найденных ответов. Молодцы! Вы справились с заданием отлично!

Слайд 7,8,9. Физкультминутка

 

                                   Физкультминутка.

Сегодня в отдыхе нам поможет воздух. Все упражнения выполняются стоя.

«Упрямая свеча». Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую свечу (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)

                               Не погасла, попробуем еще раз.

« Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша – выдохнули

                                (повторить 2-3 раза).

« Проколотый мяч». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны, выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и наклоняясь вперёд (повторить 2-3 раза).

Закрепление материала о строении атмосферы.

На доске заготовлена основа схемы «Строение атмосферы» с указаниями высот, разграничивающих разные слои атмосферы. В файловых папках каждой группы есть название одного из слоёв атмосферы. По одному представителю от каждой группы выходят к доске и прикрепляют свои таблички соответственно их расположению.

                                                                                 ( *- строение)

Отгадайте загадку:

Неизвестно, где живет,

Налетит, деревья гнет,

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь.

Вопрос:Как вы думаете, что такое ветер?

Посмотрите в окно и скажите можем ли мы увидеть движение воздуха?

Ветер - это горизонтальное движение воздуха относительно поверхности Земли (суши и моря).

 

                                                                         

Работа с основными понятиями темы.

Слайд 10. Ключевые понятия.

В файловых папках каждой группы имеется набор данных понятий ( названий газов и слоев атмосферы). Представители каждой команды поочередно подходят к учителю и вытягивают карточки с толкованием каждого понятия, зачитывают их вслух для всех групп, после чего координаторы групп, обсудив ответ с коллегами, поднимают соответствующее название.

-Вернемся к высказыванию   итальянского ученого Эванжелисто Торричелли: ««Мы живем на дне воздушного океана»? ( записаны на доске).

Тест и самопроверка ( выполняется в группах на компьютерах, каждый ответ сразу же проверяется).

Вернёмся к плану урока. Все пункты плана выполнены.

           - Рефлексия.

Учащимся предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям ( карточки для каждого – в файловой папке у каждой группы).

А также поставить себе оценку за работу на уроке, включая результаты теста.

             УРОК

       Я НА УРОКЕ

             ИТОГ

         Интересно.

           Скучно.

         Безразлично.

           Работал.

     Помогал другим.

           Отдыхал.

     Понял материал.

Узнал больше, чем знал.

   Не понял материал.

Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?

Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?

Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным?

Есть в классе такие, кто не понял материал?

В последнем файле папки каждой группы лежат воздушные шарики бело – сине – голубых тонов. Каждому в группе предлагается выбрать и надуть соответствующий шарик. Если человеку было интересно, он работал и разобрался с материалом, то он может надуть белый или голубой шар; а если человеку было скучно, безразлично и он на уроке отдыхал, то цвет его шарика будет тёмным. Каждая группа формирует из своих шариков облачко (или тучу).

 

По цвету образованных облаков можно сделать вывод о состоянии атмосферы в классе к концу урока.

Слайд 11               Домашнее задание.

 

Параграф 24 читать и пересказывать, знать основные термины.

Желающим: составить кроссворд «Атмосфера» с использованием основных понятий. (11-12 слов – на «5», 9-10 слов – на «4»).

             - Выставление оценок за урок.

© 2024. ГБОУ СОШ №2 "Образовательный Центр" им. Г.А.Смолякова. Копирование материалов сайта разрешено только с письменного согласия администрации сайта