Низаметдинова З. Г. - учитель географии,
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г. А. Смолякова
с. Большая Черниговка
Открытый урок по географии. Тема: «Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана»
Цель урока:
сформировать представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве.
Задачи:
Образовательные: создать условия для усвоения учащимися знаний о Мировом океане, его составных частях (море, залив, пролив, материк, остров, полуостров, архипелаг).
Развивающие: способствовать развитию у учащихся:
общеучебных умений – работа с учебником, анализ данных диаграммы, составление схем, составление синквейна;
специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта полушарий);
интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы, развитие мотивации учения через интересные факты, развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.
Воспитательные: воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.
Основные термины и понятия: материки, острова, полуострова, архипелаги, океаны, моря, заливы, проливы.
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
Метапредметные результаты: умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
- Познавательные УУД - освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).
- Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную.
- Регулятивные УУД - высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать
Предметные результаты:
Умение использовать географическую карту как источник информации о мировом океане и его составных частях развитие основных навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы.
Класс: 6
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный, диалогический.
Формы организации работы учащихся: парная, групповая.
Средства обучения: физическая карта полушарий, мультивидеопроектор, Документ-камера, системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass, ПК (6 штук) с выходом в Интернет.
Структура и ход урока.
Технологическая карта урока.
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Мотивация ( вызов) Актуализация темы |
2,5 мин 2,5 мин |
1. Предлагает учащимся прослушать аудиозапись, на которой звучит шум прибоя, моря, океана (на экране презентация-фото Земли из космоса). Что вы услышали? Почему я включила именно эту музыку? 2. А может быть наша планета уникальна в том, что большая ее часть это вода? 3. Предлагает отправиться в путешествие по нашей планете с целью подтвердить или опровергнуть это предположение (на экране фото стартующего корабля, на котором предполагается облететь земной шар) 4. Маршрутный лист группы – путешественников Предлагает посмотреть видеофрагмент «Вода на Земле» и сформулировать тему и цель урока. После формулировки темы и цели предлагает записать на доске и в тетрадях Тема: «Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана» Как вы считаете, какова цель нашего урока? Цель: углубить и развить знания о Мировом океане и его составных частях. |
Комментируют и объясняют, что они слышат. Выдвигают гипотезы, обосновывают их. Путешественники на судне «Морской» - будут изучать Мировой океан и его части. Дети самостоятельно определяют тему урока, они могут предложить разные варианты. Одна из тем записывается на доске, а дети пишут её в тетрадь. |
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять степень успешности выполнения работы Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию ЛичностныеУУД: -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные результаты: - актуализация и систематизация знаний о частях мирового океана |
Осмысление учебных задач |
10 мин |
Этап №1. Площадь Земного шара 510млн.кв.км, Площадь суши – 149 млн.кв.км 1.Чему равна площадь Мирового океана? 2.Найдите, где находится Мировой океан? 3.Дайте определение Мирового океана? 4. Назовите составные части Мирового океана. (Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось) 5.Назовите океаны и покажите их на карте. 6. Сравните океаны по площади, предлагаю через использование Документ-камеры, вывожу на экран статистические данные ( Тихий океан- 179,7 млн.кв.км, Атлантический - 93,4 млн.кв.км, Индийский – 74,9 млн.кв.км, Северный Ледовитый- 13,1 млн.кв.км) |
Учащиеся отвечают на вопросы маршрутного листа. Ответ: 361 млн.кв.км Ответ: Мировой океан – это совокупность всех океанов. Ответ: 4 океана, моря, заливы, проливы. Ответ: Тихий, Индийский, Северный Ледовитый, Атлантический Ответ: Все океаны различны по площади. Выполняют электронные задания. |
Метапредметные Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; -осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации -проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: - учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества, - управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД: - учебно-познавательный интерес, -самоопределение, самосознание. Предметные результаты: -знание особенностей отдельных частей Мирового океана: особенностей расположения материков, океанов,морей и т.д.. -умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; - развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание. |
Открытие нового знания |
20 мин |
Этап 2. 1. Определите, о какой части океана идет речь. Шириною широко, Потому что не вкусна – 2.Найдите в учебнике на стр.75 определение моря 3.По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей.). Черное море, Берингово море Балтийское море Аравийское море, Красное море. Распределите эти моря на две группы. Он у моря – как язык, Найдите в учебнике на стр.76 определение залива
Он ведет из моря в море - Найдите в учебнике на стр.76 определение пролива. В далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив 1.Найдите его на карте. 2. Какие океаны соединяет данный пролив? 3. А какой материк и остров разделяет? Проведение физминутки.
В Мировом океане находятся огромные участки суши - материки. Покажите на карте полушарий все материки Земли в порядке уменьшения их площади. На карте неподалёку от побережий материков вы заметите отдельные участки суши, со всех сторон окружённые водой,- острова. Острова бывают разных размеров, но все они много раз меньше материков. Самый крупный остров на Земле - Гренландия расположен к северо-востоку от Северной Америки. Острова по происхождению делятся на: материковые (Мадагаскар, Сахалин, Новая Земля, Великобритания); вулканические (Гавайские, Курильские); коралловые (Большой Барьерный риф). В океане встречаются архипелаги. Что же такое? Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга Полуострова – это выступающие части суши, с трёх сторон окружённые водой. Самый большой полуостров на Земле – Аравийский, Скандинавский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Сомали. В России самый крупный и самый северный полуостров Таймыр. Предлагает работу в парах по карточкам «Свойства океанической воды. Температура» |
Предлагается приступить ко второму этапу в маршрутном листе. 1.Ответ: Море 2.Море – это часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. Ответ: окраинные – Берингово, Балтийское, Аравийское моря; внутренние- Черное, Красное моря Выполняют электронные задания. Ответ: Залив. Залив - часть океана, моря, озера или другого водоёма, глубоко вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с основной частью водоёма. Ответ: Пролив.
Пролив - это узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. Выполняют электронные задания. Ответ: Атлантический и Тихий океаны. Ответ: Материк Южная Америка и остров Огненная Земля. Выполняют физминутку.
Ответ: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Отмечают на контурных картах географические объекты Выполняют электронные задания. Выполняют работу в парах |
Метапредметные Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации -проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: - учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества, - управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД: - учебно-познавательный интерес, - самоопределение, самосознание. Предметные результаты: -знание особенностей отдельных частей Мирового океана: особенностей расположения материков, океанов,морей и т.д.. -умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; - развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание. |
Рефлексия; итог урока |
5 мин |
Этап №3. Проверьте свои знания по изученной теме. Оцените свой ответ. Пять правильных ответов – оценка «5» Четыре правильных ответов – оценка «4» Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме. Итог урока. Домашнее задание с инструктажем по его выполнению. А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн по теме сегодняшнего урока. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. |
Выполняют тест с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass Записывают домашнее задание. Творческое задание на выбор: сочинить сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока. Составление синквейна совместно с учителем. Вода Прозрачная, Искрящаяся Течет, Струится, Журчит Без воды нет жизни! Жизнь |