ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ГБОУ СОШ №2 "Образовательный Центр"
им. Г.А.Смолякова

с.Большая Черниговка

ГБОУ СОШ №2 "Образовательный Центр"
им. Г.А.Смолякова

с.Большая Черниговка

МЕНЮ

Тема: С.А.Есенин «Черёмуха».

 Автор: Субханкулова Ф.Ш., учитель начальных классов ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А.Смолякова с. Большая Черниговка

 

Методы обучения: словесные, наглядно-иллюстративные, частично - поисковый, предметно- практические.

Формы обучения:  работа в парах, в группах, исследовательская работа ,фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: ознакомить учащихся с биографией С.А. Есенина и стихотворением «Черёмуха»; учить понимать и чувствовать окружающую природу; обучать правильному чтению стихотворений; развивать память, речь, мышление.

Задачи:

Образовательный аспект:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина и со стихотворением «Черемуха»;

учить детей представлять в своем воображении картины природы,    описанные автором в стихотворении;

совершенствовать умения выразительно читать лирические стихотворения; определять настроение и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;

связно рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями Развивающий аспект:

развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления;

развивать логическое и творческое мышление, внимание, речь, воображение, интерес к предмету.

Воспитательный аспект:

прививать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений; Читать выразительно, передавая настроение стихотворения;

Рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;

Отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;

Рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

планировать свои действия;

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;

самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;

умения вычленять описание черемухи в художественном произведении;

осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;

высказываться и выражать свои мысли в устной форме;

устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;

задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;

формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;

допускать существование различных точек зрения.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;

отстаивать при необходимости свою точку зрения;

выражать свое собственное мнение;

адекватно воспринимать оценку учителя.

Характеристика деятельности учащихся:

Читать стихотворение, отражая настроение;

Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;

Объяснять смысл выражений с опорой на текст;

Определять авторское отношение к литературному произведению;

Самостоятельно оценивать свои достижения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий;

Материально-техническое  и информационно-техническое обеспечение:

Презентация к уроку Microsoft Office PowerPoint 2007,проектор

Образовательные ресурсы: сигнальные карточки , раздаточный материал (карточки для работы по группам)

                                                         Ход урока.

  1. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.                                                          

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Добрый день, ребята!

Я рада видеть вас на очередном уроке, думаю, что урок принесет всем радость общения.

Желаю всем удачи!

Сегодня на уроке мы будем и слушателями, и художниками, и исследователями.

Как всегда урок начинаем с речевой разминки.

  1. 2. Речевая разминка.

Рано утром от мороза

   На заре звенят березы.

(дети читают вслух хором).

– Прочитайте медленно.

– Прочитайте с ускорением.

– Прочитайте с вопросительной интонацией.

– Прочитайте с утвердительной интонацией.

– Прочитайте выразительно.

-Для чего мы проводим речевую разминку?

(ответы детей)

  1. 3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.

Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения А.А. Блока.

 

-Приготовьте оценочные листы.( на столах карточки с цифрами «5»,»4», «3», «2»)

Каждая команда предлагает 1-2 участников.

Остальные ребята оценивают ответы детей с помощью карточек,при этом

каждый раз комментируют свои оценки.

Вывод.

4.Изучение нового материала.

Сегодня продолжаем изучать творчество поэтов начала 20 века.

Имя поэта одного из известных и любимых не только в нашей стране вы      узнаете, послушав строчки из его стихотворения:

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром...

-Ответы детей.

–Да, сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина.

Родился Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трёх лет Есенин жил в семье деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она подтолкнула его к написанию первых стихотворений. Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом.

-Какие стихи С. Есенина мы уже читали?

-Ответы детей.

-Сегодня познакомимся с новым стихотворением. А как оно называется, вам подскажет загадка.

«Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна .

-Ответы детей. (Черемуха)

«Черемуха»- так и называется новое стихотворение С. Есенина.

-Какие задачи поставим перед собой на уроке?

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

-Ответы детей. (Ознакомиться с биографией поэта, научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Есенин написал это стихотворение)

- Молодцы, мы с вами постараемся достигнуть поставленных целей.

5.Фронтальный опрос.

-Кто из вас видел цветущую черемуху? Какая она?

-Ответы детей.

- А теперь, постарайтесь вспомнить весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен.Вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.

-Сейчас внимательно слушаем стихотворение «Черёмуха» и

постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

(Включается аудиозапись, дети слушают стихотворение в исполнении актера).

6.Первичное восприятие стихотворения.

- Какое настроение автора вы почувствовали? (Выберите из предложенных вариантов)

ликующее, восторженное, шутливое, печальное, весёлое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное?(слова на слайде)

- Обоснуйте свой ответ.

- Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование? (слова на слайде)

- Как вы думаете, почему?

- Какие картины возникли в вашем воображении ,когда вы слушали это стихотворение?

7.Самостоятельное чтение стихотворения (работа в парах).

-Найдите слова, которые вам не понятны.

Словарная работа .

Объясните значение выражений:

Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;

Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля;

Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;

Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

Вкрадчиво – осторожно, доверительно;

Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)

-Какие образы хотел передать автор в стихотворении?

-Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:

-чтобы передать радость общения с природой;

-чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;

-чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.

  1. 8. Работа по теме урока. Чтение стихотворения вслух. (по строфам)

 

Фронтальный опрос.

 

-Как вы считаете, ребята, зачем автор написал это стихотворение?

- При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты?(ответы находят в учебнике)

- Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые?

- Попробуйте доказать, что черемуха – центральный образ в стихотворении.

- Чем привлекла внимание поэта черемуха?

Словесное рисование.

– На какие картины можно разделить это стихотворение? (4 картины)

Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.

1)Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи.

2)Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.

3)У черёмухи зелень золотистая на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота.

4)Ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды.

   9.Физкультминутка.

 

10.Анализ стихотворения «Черемуха». 

- Сейчас мы будем читать стихотворение по четверостишиям (строфам) и постараемся определить литературные приёмы выразительности, которыми пользуется автор.

- Какие средства художественной выразительности вы знаете? (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры)

- Давайте вспомним, что такое эпитет, сравнение, олицетворение, метафора? (дети дают определение, можно пользоваться карточками)

Чтение 1строфы.

– При помощи каких слов автор описал черемуху? (Черемуха душистая,

ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная).

Как называются эти слова?

-Эпитеты.

А что такое эпитеты?
-Для чего они нужны в речи?

-Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха? (пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.)

Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

-Только ли эпитеты употребляет автор в стихотворении?

-Нет. Есть ещё сравнения.(что кудри, завила)

-Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в это слово?

Вывод: верно, цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.

-С чем автор сравнивает ветки черемухи?

– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке.

-Есть такие слова, когда неживым предметам приписываются качества живых существ?

-Как называются такие слова?

-Олицетворение.

-Какой образ олицетворяет черемуха?

-Черёмуха олицетворяет образ девушки.

Чтение 2строфы.

-Прочитайте отрывок ко второй картине.

– Каким нарисован ручей? Каковы его размеры?

- Найдите эпитеты.

-маленький, серебряный (чистый, прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце).

-Как вы думаете, а какой образ олицетворяет ручей? (Юношу)

– Подумайте и скажите, только ли о природе это стихотворение?

Вывод:  Это стихотворение о природе, и о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.

Чтение 3 строфы.

-Прочитаем отрывок к третьей картине.

– Изменилась ли черемуха? Какого цвета она была и какая стала? (Зелень золотистая,

желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота)

– Почему она так изменилась? (прошло время, черемуха распустилась, расцвела)

-Какие средства художественной выразительности использует автор в этой части?

-Найдите их (работа в паре)

Чтение 4 строфы.

-Прочитаем последнюю часть.

– Произошли ли изменения с ручьем? (ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды.)

– На что стал похож он, если у него появилась волна? (на большую реку)

-Найдите олицетворение.

-Мы отметили, что черемуха и ручей меняются. Что еще хотел автор нам показать этим стихотворением? Что происходит в природе? (изменения)

Вывод: В природе происходят изменения, автор показал - движение, время.

– Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении.

11.Работа по теме урока(продолжение)

-Автор показывает в стихотворении не только красоту черемухи , но и запахи.

- Какое слово использует С. Есенин для описания росы? (Медвяная.)

– Вслушайтесь в это слово.

- От какого слова оно произошло? (Мед.)

-А мед, какой? (Липкий, тягучий.)

-Значит и роса на коре черемухи тоже липкая и тягучая.

-Какие слова подтверждают это? (Сползает.)

-Как вы понимаете это слово? (Медленно тянется.)

- Откуда же на коре дерева медвяная роса?

-Когда она появляется? (Когда лопаются почки.)

– Какие бывают листочки, когда они только-только появляются, вылупляются из почки? (Нежные, маленькие, сочные, мягкие.)

-Какое слово выбрал Есенин для описания зелени? (Пряная.)

- Почему? (Пряный – это горьковатый, ароматный по запаху и вкусу.)

-Почему зелень в серебре? (Блестит от росы.)

-Найдите здесь эпитеты и олицетворение.(ответы детей)

12.Творческая работа (работа в группах)

- На столе у вас лежат стикеры. Представьте, что вы художники, каким бы цветом вы закрасили каждое четверостишие?

- Приклейте цвета на каждую строчку. Какие цвета у вас получились?

- Почему? Какой вывод вы можете сделать?

-Для этого разделимся на 3 группы. Каждая группа будет работать со своим стихотворением.(текст на листочках)

Проверка по группам. (капитаны каждой группы у доски показывают итог своей работы)

13.Подготовка к  выразительному чтению стихотворения.

-Мы с вами уже говорили о том, что автор как бы чередует картины: сначала показывает нам черёмуху, потом мы видим ручей. Затем снова черёмуху, и опять ручей. Можно представить, что между ними идёт тёплый, душевный разговор. Сейчас один ученик будет читать строки о черёмухе, а второй ученик – о ручье.

-Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? (неторопливо, с любованием)

– Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее? ("А рядом у проталинки…серебряный ручей"). Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.

14.Работа в группах.

(отмечаем карандашом паузы, логическое ударение, стрелкой показываем силу голоса).

 

15.Конкурс чтецов.( с каждой команды по 1 ученику)

Остальные оценивают чтение каждого участника и комментируют свои оценки.( на столах карточки)

_Мы сегодня много говорили о красоте черемухи. Только ли она красива?

-Она еще и полезна.

Интересные факты о черёмухе (подготовленные ученики)

– Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

-В народе сложено много пословиц, загадок о черемухе.

-А также существуют народные приметы.

-Кто из вас знает их? (ответы детей)

Вывод .

Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок - это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой и с нами. Такую красоту природы надо видеть и беречь .

16.Рефлексия.

Итак, в начале урока мы ставили цели и задачи. Достигли их?

-Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

-С какой же целью автор написал это стихотворение?

-Какова тема его с вашей точки зрения?

-Нужны ли будут знания, полученные на уроке в вашей дальнейшей жизни?

-Какой вывод сегодня каждый из вас сделал для себя?(ответы детей)

  1. 17. Самооценка своих достижений. (на столах карточки)

Заполняют листы самооценки.

- А теперь заполните листы самооценки, как вы оценили свою работу на уроке.

  1. 3. Самооценка

Фамилия. Имя.__________________________________

 

    1. На уроке я работал…
    2. Своей работой на уроке я …
    3. Урок для меня показался…
    4. За урок я …
    5. Моё настроение…
    6. Материал урока мне был…

 

активно, пассивно

доволен, не доволен

 

коротким, длинным

 

не устал, устал

стало лучше, стало хуже

понятен, не понятен

полезен, бесполезен

интересен, скучен

 

18.Домашнее задание.(на выбор)

  1. 1. Выразительное чтение стихотворения.

2.Выучить стихотворение наизусть.

3.Написать сочинение о том, как вы видите черемуху в своем воображении.

 

© 2022. ГБОУ СОШ №2 "Образовательный Центр" им. Г.А.Смолякова. Копирование материалов сайта разрешено только с письменного согласия администрации сайта