Тема: С.А.Есенин «Черёмуха».
Автор: Субханкулова Ф.Ш., учитель начальных классов ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А.Смолякова с. Большая Черниговка
Методы обучения: словесные, наглядно-иллюстративные, частично - поисковый, предметно- практические.
Формы обучения: работа в парах, в группах, исследовательская работа ,фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: ознакомить учащихся с биографией С.А. Есенина и стихотворением «Черёмуха»; учить понимать и чувствовать окружающую природу; обучать правильному чтению стихотворений; развивать память, речь, мышление.
Задачи:
Образовательный аспект:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина и со стихотворением «Черемуха»;
учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;
совершенствовать умения выразительно читать лирические стихотворения; определять настроение и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;
связно рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями Развивающий аспект:
развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления;
развивать логическое и творческое мышление, внимание, речь, воображение, интерес к предмету.
Воспитательный аспект:
прививать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений; Читать выразительно, передавая настроение стихотворения;
Рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;
Отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;
Рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
планировать свои действия;
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Познавательные:
эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;
самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;
умения вычленять описание черемухи в художественном произведении;
осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;
высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;
формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
допускать существование различных точек зрения.
Личностные:
сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;
отстаивать при необходимости свою точку зрения;
выражать свое собственное мнение;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Характеристика деятельности учащихся:
Читать стихотворение, отражая настроение;
Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;
Объяснять смысл выражений с опорой на текст;
Определять авторское отношение к литературному произведению;
Самостоятельно оценивать свои достижения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий;
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:
Презентация к уроку Microsoft Office PowerPoint 2007,проектор
Образовательные ресурсы: сигнальные карточки , раздаточный материал (карточки для работы по группам)
Ход урока.
- 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Добрый день, ребята!
Я рада видеть вас на очередном уроке, думаю, что урок принесет всем радость общения.
Желаю всем удачи!
Сегодня на уроке мы будем и слушателями, и художниками, и исследователями.
Как всегда урок начинаем с речевой разминки.
- 2. Речевая разминка.
Рано утром от мороза
На заре звенят березы.
(дети читают вслух хором).
– Прочитайте медленно.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте с вопросительной интонацией.
– Прочитайте с утвердительной интонацией.
– Прочитайте выразительно.
-Для чего мы проводим речевую разминку?
(ответы детей)
- 3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения А.А. Блока.
-Приготовьте оценочные листы.( на столах карточки с цифрами «5»,»4», «3», «2»)
Каждая команда предлагает 1-2 участников.
Остальные ребята оценивают ответы детей с помощью карточек,при этом
каждый раз комментируют свои оценки.
Вывод.
4.Изучение нового материала.
Сегодня продолжаем изучать творчество поэтов начала 20 века.
Имя поэта одного из известных и любимых не только в нашей стране вы узнаете, послушав строчки из его стихотворения:
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром...
-Ответы детей.
–Да, сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина.
Родился Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трёх лет Есенин жил в семье деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она подтолкнула его к написанию первых стихотворений. Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом.
-Какие стихи С. Есенина мы уже читали?
-Ответы детей.
-Сегодня познакомимся с новым стихотворением. А как оно называется, вам подскажет загадка.
«Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна .
-Ответы детей. (Черемуха)
«Черемуха»- так и называется новое стихотворение С. Есенина.
-Какие задачи поставим перед собой на уроке?
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
-Ответы детей. (Ознакомиться с биографией поэта, научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Есенин написал это стихотворение)
- Молодцы, мы с вами постараемся достигнуть поставленных целей.
5.Фронтальный опрос.
-Кто из вас видел цветущую черемуху? Какая она?
-Ответы детей.
- А теперь, постарайтесь вспомнить весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен.Вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.
-Сейчас внимательно слушаем стихотворение «Черёмуха» и
постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
(Включается аудиозапись, дети слушают стихотворение в исполнении актера).
6.Первичное восприятие стихотворения.
- Какое настроение автора вы почувствовали? (Выберите из предложенных вариантов)
ликующее, восторженное, шутливое, печальное, весёлое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное?(слова на слайде)
- Обоснуйте свой ответ.
- Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование? (слова на слайде)
- Как вы думаете, почему?
- Какие картины возникли в вашем воображении ,когда вы слушали это стихотворение?
7.Самостоятельное чтение стихотворения (работа в парах).
-Найдите слова, которые вам не понятны.
Словарная работа .
Объясните значение выражений:
Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;
Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля;
Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;
Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;
Вкрадчиво – осторожно, доверительно;
Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)
-Какие образы хотел передать автор в стихотворении?
-Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:
-чтобы передать радость общения с природой;
-чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
-чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.
- 8. Работа по теме урока. Чтение стихотворения вслух. (по строфам)
Фронтальный опрос.
-Как вы считаете, ребята, зачем автор написал это стихотворение?
- При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты?(ответы находят в учебнике)
- Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые?
- Попробуйте доказать, что черемуха – центральный образ в стихотворении.
- Чем привлекла внимание поэта черемуха?
Словесное рисование.
– На какие картины можно разделить это стихотворение? (4 картины)
Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.
1)Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи.
2)Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.
3)У черёмухи зелень золотистая на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота.
4)Ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды.
9.Физкультминутка.
10.Анализ стихотворения «Черемуха».
- Сейчас мы будем читать стихотворение по четверостишиям (строфам) и постараемся определить литературные приёмы выразительности, которыми пользуется автор.
- Какие средства художественной выразительности вы знаете? (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры)
- Давайте вспомним, что такое эпитет, сравнение, олицетворение, метафора? (дети дают определение, можно пользоваться карточками)
Чтение 1строфы.
– При помощи каких слов автор описал черемуху? (Черемуха душистая,
ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная).
Как называются эти слова?
-Эпитеты.
А что такое эпитеты?
-Для чего они нужны в речи?
-Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха? (пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.)
Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.
-Только ли эпитеты употребляет автор в стихотворении?
-Нет. Есть ещё сравнения.(что кудри, завила)
-Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в это слово?
Вывод: верно, цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.
-С чем автор сравнивает ветки черемухи?
– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке.
-Есть такие слова, когда неживым предметам приписываются качества живых существ?
-Как называются такие слова?
-Олицетворение.
-Какой образ олицетворяет черемуха?
-Черёмуха олицетворяет образ девушки.
Чтение 2строфы.
-Прочитайте отрывок ко второй картине.
– Каким нарисован ручей? Каковы его размеры?
- Найдите эпитеты.
-маленький, серебряный (чистый, прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце).
-Как вы думаете, а какой образ олицетворяет ручей? (Юношу)
– Подумайте и скажите, только ли о природе это стихотворение?
Вывод: Это стихотворение о природе, и о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.
Чтение 3 строфы.
-Прочитаем отрывок к третьей картине.
– Изменилась ли черемуха? Какого цвета она была и какая стала? (Зелень золотистая,
желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота)
– Почему она так изменилась? (прошло время, черемуха распустилась, расцвела)
-Какие средства художественной выразительности использует автор в этой части?
-Найдите их (работа в паре)
Чтение 4 строфы.
-Прочитаем последнюю часть.
– Произошли ли изменения с ручьем? (ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды.)
– На что стал похож он, если у него появилась волна? (на большую реку)
-Найдите олицетворение.
-Мы отметили, что черемуха и ручей меняются. Что еще хотел автор нам показать этим стихотворением? Что происходит в природе? (изменения)
Вывод: В природе происходят изменения, автор показал - движение, время.
– Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении.
11.Работа по теме урока(продолжение)
-Автор показывает в стихотворении не только красоту черемухи , но и запахи.
- Какое слово использует С. Есенин для описания росы? (Медвяная.)
– Вслушайтесь в это слово.
- От какого слова оно произошло? (Мед.)
-А мед, какой? (Липкий, тягучий.)
-Значит и роса на коре черемухи тоже липкая и тягучая.
-Какие слова подтверждают это? (Сползает.)
-Как вы понимаете это слово? (Медленно тянется.)
- Откуда же на коре дерева медвяная роса?
-Когда она появляется? (Когда лопаются почки.)
– Какие бывают листочки, когда они только-только появляются, вылупляются из почки? (Нежные, маленькие, сочные, мягкие.)
-Какое слово выбрал Есенин для описания зелени? (Пряная.)
- Почему? (Пряный – это горьковатый, ароматный по запаху и вкусу.)
-Почему зелень в серебре? (Блестит от росы.)
-Найдите здесь эпитеты и олицетворение.(ответы детей)
12.Творческая работа (работа в группах)
- На столе у вас лежат стикеры. Представьте, что вы художники, каким бы цветом вы закрасили каждое четверостишие?
- Приклейте цвета на каждую строчку. Какие цвета у вас получились?
- Почему? Какой вывод вы можете сделать?
-Для этого разделимся на 3 группы. Каждая группа будет работать со своим стихотворением.(текст на листочках)
Проверка по группам. (капитаны каждой группы у доски показывают итог своей работы)
13.Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
-Мы с вами уже говорили о том, что автор как бы чередует картины: сначала показывает нам черёмуху, потом мы видим ручей. Затем снова черёмуху, и опять ручей. Можно представить, что между ними идёт тёплый, душевный разговор. Сейчас один ученик будет читать строки о черёмухе, а второй ученик – о ручье.
-Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? (неторопливо, с любованием)
– Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее? ("А рядом у проталинки…серебряный ручей"). Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.
14.Работа в группах.
(отмечаем карандашом паузы, логическое ударение, стрелкой показываем силу голоса).
15.Конкурс чтецов.( с каждой команды по 1 ученику)
Остальные оценивают чтение каждого участника и комментируют свои оценки.( на столах карточки)
_Мы сегодня много говорили о красоте черемухи. Только ли она красива?
-Она еще и полезна.
Интересные факты о черёмухе (подготовленные ученики)
– Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.
-В народе сложено много пословиц, загадок о черемухе.
-А также существуют народные приметы.
-Кто из вас знает их? (ответы детей)
Вывод .
Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок - это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой и с нами. Такую красоту природы надо видеть и беречь .
16.Рефлексия.
Итак, в начале урока мы ставили цели и задачи. Достигли их?
-Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
-С какой же целью автор написал это стихотворение?
-Какова тема его с вашей точки зрения?
-Нужны ли будут знания, полученные на уроке в вашей дальнейшей жизни?
-Какой вывод сегодня каждый из вас сделал для себя?(ответы детей)
- 17. Самооценка своих достижений. (на столах карточки)
Заполняют листы самооценки.
- А теперь заполните листы самооценки, как вы оценили свою работу на уроке.
- 3. Самооценка
Фамилия. Имя.__________________________________
|
активно, пассивно доволен, не доволен
коротким, длинным
не устал, устал стало лучше, стало хуже понятен, не понятен полезен, бесполезен интересен, скучен
|
18.Домашнее задание.(на выбор)
- 1. Выразительное чтение стихотворения.
2.Выучить стихотворение наизусть.
3.Написать сочинение о том, как вы видите черемуху в своем воображении.